"360 градусов" - эффективный метод оценки персонала

06.02.2014

8--%D0%9E%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B0_215x215

Обычно человек не знает, что именно в нём нравится окружающим людям, а какие черты вызывают чувство раздражения. Это определённым образом замедляет развитие и карьерный рост менеджера внутри  компании. Поэтому во всём мире HR-специалисты и управленцы используют один из наиболее интересных вариантов оценки персонала под названием "360 градусов".

 

Цель метода

 

Метод заключается в опросе нескольких лиц, которые должны оценить работника со всех сторон, на 360 градусов. В числе оценивающих могут быть: сам сотрудник, его непосредственный руководитель, коллеги и подчинённые.

 

Цель данного HR-инструмента в сравнении личной субъективной оценки с мнением других людей в коллективе. Это позволяет получить справедливые данные о сильных и слабых сторонах человека и в случае необходимости заняться устранением изъянов. Например, стать более терпимым и деликатным в общении.

 

Рекомендации по составлению

 

Перед заполнением анкеты персонал должен быть уверен в 100% анонимности своих ответов. В противном случае их оценка будет неискренней. Многие испугаются писать не очень лестные отзывы. Организаторам опроса стоит напомнить, что если отвечающие не могут судить о поведении анализируемого человека в приведённых ситуациях, лучше выбрать ответ: «Не имею сведений» и ничего не придумывать.

 На работу с опросом должно уйти не более 45 минут. Слишком длинный перечень вопросов станет причиной снижения достоверности данных. Люди просто устанут и начнут писать сугубо формальные ответы.

В состав анкеты рекомендуется включить:

 

  1. Вопросы-утверждения

Пример: "Никогда и никак не критикует решения руководства".

Используя их, лучше избегать терминов и крайностей, не применять двусмысленные фразы. Информация должна быть преподнесена чётко и понятно;

 

  1. Шкала оценки

Не рекомендуется включать в анкету пятибалльную систему, известную ещё со школьных лет. Больше подойдёт описательная шкала оценки;

 

  1. Шкала искренности

Пример: "Умеет избегать личных антипатий и симпатий".

Если на все подобные вопросы оценивающий указывает "крайний" ответ, это говорит о его неискренности;

 

  1. Вопросы-дубли

Они представляют собой 2 или 3 вопроса, разные по формулировке, но схожие по значению. Как и шкала искренности, позволяют оценить объективность приведённой оценки;

 

  1. Вопросы-перевёртыши

Такие вопросы тоже необходимы, ведь многие из формальности могут поставить всюду средний балл. А если перед началом заполнения всех предупредить о том, что в анкете есть и вопросы с подзаковыркой, люди будут вчитываться в текст. Это увеличивает вероятность более корректных ответов.

 

 

Результаты анкетирования по методу "360 градусов" продемонстрируют клиентоориентированность, стрессоустойчивость, мотивацию, понимание сущности бизнес-среды и другие важные качества и навыки оцениваемого специалиста.



Перепечатка и любое использование материалов 73hr.ru возможны только с согласия редакции.